БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА по России для заказов на сумму от 5000 рублей!

Нико Пиросмани

Автор статьи: Ольга Кирнос

Хочется, чтобы все статьи плавно перетекали одна из одной в другую. Чтобы повествование, начало которому положил мой рассказ о наивном искусстве, было последовательным. Пусть все будет логично и конечно же красочно, словно увлекательная история на ночь, когда всенепременно ждешь завтра в нетерпении узнать что же  будет дальше. Итак:

Если вам интересно почему художник рисует так, а не иначе, нужно аккуратно и неспеша пробираться в его детство. В тот период, когда закладывается фундамент всего, что будет происходить с человеком в дальнейшем. Различные события, испытания, впечатления, которые происходят с нами в самом раннем возрасте - все это потихонечку подводит нас к тому, чем мы будем заниматься и как именно это будет визуализироваться.

 

Как это не печально, о Пиросмани мы знаем ничтожно мало. Потому как многая информация собиралась по крупинкам с его слов и из рассказов людей, с которыми он пересекался и был близок, и все это, увы, не подтверждено документально. Практически полное отсутствие каких либо достоверных фактов (документы о рождении, проживании, смерти и захоронении..) окутывает биографию Нико Пиросмани тайнами и легендами, поставив под сомнение его существование в принципе. Но нам остались его работы, которые как ничто другое ярче любых слов рассказывают и доказывают о непростой жизни настоящего художника.

Фруктовая лавка
Медведь в лунном свете

Николай Асланович Пиросманашвили один из представителей примитивизма. Как не сложно догадаться, родился Нико в Грузии (в 1862 году - что опять таки точно ничем не доказано) и прожил жизнь непростую, с самыми трагичными перипетиями судьбы, которые только могут выпасть на долю человека.

 

Пиросманашвили - это настоящая фамилия Нико. Здесь часто возникают споры. Разные источники упоминают и Пиросман, и ПиросманИшвили, Пирос... Подлиной считается Пиросманашвили - фамилия, которой художник подписывал свои работы и фамилия, которую до сих пор носят его дальние родственники. Причины по которым Нико время от времени сокращал свои инициалы на полотнах - остаются загадкой. Может из экономии краски, возможно из каких-то психологических соображений, а может (что более всего походит на правду) - просто не придавая этому особого значения.

Судьба стала испытывать Нико Пиросмани с самых ранних лет

Когда Нико было всего 8 лет и казалось впереди жизнь ждет светлая и ясная в большущей деревне Мирзаани, в самом благодатном крае Грузии, в дело ступила судьба, запустив ход неизбежности. Маленький Нико теряет по очереди сначала брата, затем отца, а позднее и мать (которая, якобы, стремительно и быстро умерла сразу после - от невыносимого горя). Нико Пиросмани осиротел в одночасье.

Пиросмани покинул деревню в детстве, став городским жителем. И переодически появляющаяся на картинах художника курица с цыплятами - выступает как образ семьи, уюта и тепла, простого настоящего счастья, с которым так рано пришлось расстаться.

Остались две сестры и Нико. Тут уже и начинаются первые расхождения в биографии художника. И как-бы то ни было, все происходящее в дальнейшем не дало возможности Нико Пиросманашвили получить достойного художественного образования. Потому всегда и везде, в любой книге, статье или очерке, Нико Пиросмани буду называть - самоучкой.

Животные у Пиросмани встречаются очень часто, причем даже такие, коих он сроду не видел. Они всегда стоят вполоборота и смотрят на нас вдумчивыми тяжелыми глазами автора.

"Я люблю рисовать животных — это друзья моего сердца." (Н.Пиросмани)

Говорят, что сохранилось лишь 3 фотокарточки художника. Я попробовала их найти, все так и есть, вот они - все три:

И вот, так или иначе, юный гордый и страстный Пиросмани становится городским жителем Тифлиса (нынче Тбилиси). Жизнь начинается суетливая, пестрая, шумная, беспорядочная..

Праздник

В юности Нико рисовал каждую свободную минуту

В течении 15 лет Нико жил в доме армянской семьи Калантаровых (Калантарян) на правах работника и воспитанника. И по воспоминаниям Калантаровых мальчик Нико, во-первых, был свой, а, во-вторых, очень много рисовал. Рисовал всем чем угодно и на чем угодно: городские зарисовки, портреты, животных, рисовал на стенах, на кровельном железе крыш, простым карандашом на бумаге, каждый увиденный эпизод было жизненно необходимо вынести из себя в виде изображения. Так природа брала своё - в Нико зарождался художник.

 

Первая фотокарточка из тех самых трёх имеющихся - сделана как раз таки Калантаровыми. Двадцатилетнего Нико причесали, приодели и повели в фотоателье, запечетлеть на фото историю своей жизни.

 

И абсолютно все воспоминания о Пиросмане говорят, что это был человек добрый, бескорыстный, далекий от всего материального. 

Дворник
Грузинка с тамбурином

Тем не менее, очень часто о Пиросманашвили вспоминают как о человеке "не от мира сего". Рассказывают, что при всей своей наивности и детской непосредственности, Пиросмани мог быть задумчивым, молчаливым отшельником, который в будущем даже начнет время от времени исчезать без предупреждений.

 

Когда пришло время и рука юного художника была уже достаточно набита легкими набросками и зарисовками (кстати, некоторые утверждают, что Пиросмани время от времени брал уроки рисования у заезжих художников), Нико захотелось чужого мнения. Мнения профессионала. С горем пополам в городе отыскался настоящий живой художник. Давайте в этой статье оставим небольшое упоминание и о нём, потому что он того стоит. Пиросмани обратился за советом к Башинджагяну Геворку Захаровичу.

В тот момент, когда Нико был необходим совет, Геворк Башинджагян и сам был бы не прочь получить такой же. Это уже после он станет известным пейзажистом, а тогда Геворк был таким же молодым, растерянным и абсолютно нищим.

Берёза / Башинджагян Геворк Захарович

Но начало было положено, а это немаловажно. Заниматься ни чем другим, кроме как живописью, отчаянно не хотелось. Хотя Пиросмани пробовал. Существует документ и архивное личное дело (который, кстати, лишний раз подтверждает настоящую фамилию художника) о работе на железной дороге. Пиросмани продержался там 4 года. Получая постоянные замечания, штрафы, в конце концов был уволен. Документация показывает, что он постоянно болел (это можно объяснить психосоматикой от занятия нелюбимым делом), опаздывал, был в работе рассеянным. Свободолюбие и, ничему не уступающая жажда рисования, отчаянно кипящие в грузинской крови Пиросмани, постоянно играли с ним злые шутки.

 

В любом случае, работа кондуктором дала художнику возможность увидеть страну, посетить такие места, до которых он сам бы никогда не добрался.

До железнодорожной службы Нико пробовал начать свое дело, открывая с друзьями мастерские по изготовлению вывесок. Но из-за легкомысленного подхода к работе - ничего не получалось. И вот, так уж получалось, что к 30 годам Пиросманашвили так и не обзавелся ни ремеслом, ни семьей, ни домом... А надо понимать какое было время, что это Азия, непрерывная череда продавцов, ремесленников, шутников-весельчаков, готовых сделать что угодно ради блестящей монеты.

 

Но тут, волею судеб, у Пиросмани появилась.. молочная лавка!

И, по какой-то немыслимой случайности, дела у новоявленного молочника пошли хорошо. Он расплатился с долгами и даже нанял работника. Жизнь будто-бы налаживалась. Место было удачное, работал Пиросмани честно и все обязательно шло бы прекрасно, дело бы расширялось, прибыль бы росла, параллельно увеличивался бы и счет в банке, если бы, если бы.. если б Николай Асланович Пиросманашвили не был художником.

 

Пиросмани разорился. И тут начинаются такие легенды, в которые почему-то отчаянно хочется верить!

Все произошло, как водится, из-за женщины.

Пиросмани стал отменным молочником!

Актриса Маргарита

Посмотрите как художник изобразил Маргариту. Она такая, как монумент Богини, до которого даже страшно дотронуться. Она даже выше птиц, либо же настолько она неземная, что птицы ее не боятся... А эти два пня справа у ног Маргариты, они как образ того, что погублено и уже больше никогда не вырастет..

Эта легенда так невероятна и прекрасна, что ее жадно подхватили и разнесли по миру, всячески приукрасив при этом! Писали, что Пиросмани, продав свою молочную лавку и накупив всевозможных цветов, устилал ими улицы рядом с гостиницей, где обитала любимая рыжеволосая Маргарита. Рассказывали, что Маргарита поддалась соблазну, прониклась и ждала художника, а он вот и не пришел.. Всякое говорили. Про это восхищенно писал Паустовский, обвиняя женщину в жадности и эгоизме и, обзывая ее ничтожной. Да что уж там! Даже Алла Пугачева спела песню, сюжетом которой стала именно эта романтическая история.. Да, "Миллион алых роз" это про странную в своей наивности и наивную в своей странности безудержную любовь художника Нико Пиросмани.

 

Всякое говорят, а лично я, прочитав немало разных вариантов, думаю лишь о том, каким же человеком был Пиросмани, как безудержно и рьяно неслась его жизнь, раз сказкам о нем  до сих пор нет конца и края!

И, как бы там ни было, артистка и танцовщица Маргарита Де Севр действительно была и была хороша - это правда.

Все женщины на портретах Пиросмани

как-будто несколько отстраненны. Я предполагаю, что здесь сыграло значение и личное отношение художника к образу женщины в целом и, быть может, национальные предубеждения о женской роли в жизни мужчины того времени.

Женщина - как светлый белый ангел, в какую бы пошлую одежду танцовщицы она не была одета, какой бы тяжелой работой не занималась.

Легенды легендами, а наблюдения очевидцев показывают, что разорение Пиросмани пришло из-за совершенно безолаберного отношения к торговле. Годы шли, Нико старел, оставаясь в душе инфантильным ребенком. Ему приятнее было веселиться с детворой, валяться на траве, которую он расстилал на полу комнаты, раздаривать ребятне свистульки.. И такой совершенно недопустимый образ жизни для Грузии того времени не вызывал доверия у знакомых и друзей Пиросмани. Его уже откровенно называли чудаком и даже побаивались. Люди не понимали его картин, не хотели смотреть, а уж тем более брать их в подарок. 

«Сона Горашвили играет на гармонии»

В какой-то момент Пиросмани затеял строительство своего собственного дома. Когда все было завершено, он пригласил людей веселиться и праздновать. Во дворе накрыли столы, все радовались, а Нико прям там же и рисовал!

Эта единственная из сохранившихся работ.

Нико построил дом в деревне, задумал жениться. Подобрали невесту. Но что-то не сошлось и из деревни художник бежал назад в город. Наступало время, когда его милые чудаковатые странности постепенно перерастали в самые настоящие безумства. Художник мог разбушеваться из-за пустяка, часто упоминал, что видит своего ангела Георгия с кнутом, категорически отказывался заводить семью и начал пить..

 

Дом Пиросмани в Мирзаани.

Теперь там музей.

Какое-то вечное недовольство собой в этом мире не давало покоя Пиросмани. Он как-будто не вписывался в привычные тому времени рамки. Сам это осознавая, отчаянно ни в какую не признавал и страдал. У него не получалось совмещать жизнь простую, рабочую, незатейливую и привычную с тем собой настоящим, что заложила природа. Эта война противоречий самому себе и своему окружению  порождала отрицание и как следствие выливалась в пьянство и отказ от работы - своего рода саботаж. Со стороны жизнь великого примитивиста Нико Пиросмани кажется неким бунтом. Только бунт этот был, увы, самому себе.

Надо отметить, что в творчестве Пиросмани был в себе уверен как нигде.

Обратите внимание как нарисована рубашка и борода. Все это черная клеенка, на которой художник нарисовал выглядывающую рубаху, обозначив этим же сразу и неровный край бороды. И уже после добавил волоскам  седины и лоску. То есть художник рисовал сразу и быстро, практически несколькими движениями, ничего не исправляя и не добавляя!

Автопортрет

Итак, все пришло к тому, что в свои 40 лет Пиросмани разгуливал по Тифлису с чемоданчиком кистей и красок, был одет, хоть и бедно, но элегантно, всенепременно со шляпой, чуть возвышающей его. У Пиросмани не было никакого жилья и никакой работы. Ему удалось сохранить свою врожденную гордость и достоинство, он был спокоен и в ладу с самим собой.

 

Нико Пиросмани был далек от тщеславия и жажды денег, часто работал за еду, выполняя заказы торговцев, лавочников, расписывал духаны (кабаки и питейные заведения)... До сих пор время от времени находят вывески, разрисованные рукой самого Пиросмани. Огромное количество безвозвратно потеряно, часть хранится в частных коллекциях.

Художник жил у своего товарища, владельца одного из духанов. Тот выделил ему комнату в подвале и время от времени давал работу.

 

И вот настало время поговорить о самом главном - о особой технике Пиросмани. О том, что причисляет его именно к примитивистам.

Картины художника написаны на чем попало, но главным образом на черных клеенках. Вполне вероятно, что способ этот открыт был случайно. Допустим, за неимением холста, красок и времени, Пиросмани, не зажатый никакими рамками в творчестве, просто схватил со стола клеенку и обрадовался открывшимся возможностям!

 

В школах нас всегда учат оставлять белое, добавляя темное. Техника Нико Пиросмани направлена на обратное: он добавляет светлое, оставляя черное.

Это и стало его манерой письма - "навыворот". По этой технике узнают стиль Пиросмани, этот способ учит нас быть смелее, нарушая правила и не зажимаясь.

 

Творчество Пиросмани - это культура Грузии, это то, что он впитывал с детства, все его сюжеты народные. Живые и честные люди разглядывают нас с полотен Нико Пиросмани. Кто-то работает в лавке, кто-то пьет вино из костяного рога, а кто-то работает на ферме, радуясь предстоящему сбору урожая.. Никто никогда не улыбается, но всегда очень прямо и открыто смотрит на зрителя. В руках каждый герой Нико обязательно держит какой-нибудь предмет, чтобы было понятно где плотник, а где фермер, кто винодел, а кто пастух..

Очень часто творчество Пиросмани кажется скупым на эмоции, женщины холодны, а мужчины суровы. Но, если начать рассматривать детали, обратить внимание на контраст черных клеёнок и ярких красок, если вспоминать рассказы людей об импульсивности художника, о том что он часто из-за потока эмоций даже не мог объяснить что хочет или чувствует, срывался, переживал, мог накричать, вспомнить жаркие влюбленности художника, о которых до сих пор слагают легенды.. и сразу как-то понимаешь, что за слоем краски такая буря страстей! А рисование было единственным способом отдышаться, восстановиться.

 

Картины Пиросмани построены по иконописным принципам и канонам: также построена композиция (от краёв к центру), фронтальное расположение героев, которые молчаливо смотрят в кадр. Это очень подкупает, подсознательно воспринимаешь увиденное как нечто святое и торжественное. Работы Нико Пиросмани это культура, традиции, любовь к природе, Родине, близким, все это такое простое и настоящее, что становится немного неловко за самого себя, ведь ты не такой честный как автор, ты уже где-то в чем-то сдался и сам себе не раз изменил..

Бездетный миллионер и бедная с детьми

Большой художник всегда остается большим художником - работает ли он прекрасными фабричными красками или грубыми, тусклыми, плохо растертыми, наскоро разведенными дешевой олифой, но уточнение материалов, которыми пользовался Пиросманашвили, не мелочно и не беспредметно.

Бесстрашие - вот главная черта техники Пиросмани. Когда не было холста, он хватал линолеум, не доставало красок, он рисовал одной, не хватало кистей, он отбрасывал их в сторону и начинал прорисовать детали пальцами! Должно быть Пиросмани в рабочем процессе выглядел восхитетельно! Нико Пиросмани был фанатиком своего дела. Он не рисовал, он дышал этим. Это не было работой, это даже не было частью его, это был весь он - это было его призвание. Когда лучше умереть голодным и нищим, но не остаться ни на секунду без воздуха, дающего тебе желание жить.

Нико Пиросмани успел узнать о своем признании до смерти

Ну, а вскоре в мир пришел примитивизм. К тому моменту, когда был открыт Пиросмани, это новое направление в живописи шагало по свету скромно, но уже весьма решительно. Нико Пиросманашвили был обнаружен братьями Зданевичами. И местные люди, которые прежде отказывались от картин художника, теперь не хотели их даже продавать, почувствовав легкую наживу. Братья Зданевичи собрали горстку полотен Пиросмани и скорее поспешили с докладом в Москву. В Москве все ахнули! Тут же начались выставки, статьи, заметки, споры.

 

В большой и статной Москве работы грузинского нищего Нико висели на выставке рядом с полотнами именитых художников, а где-то в Тифлисе, этот же самый Нико Пиросмани беззаботно жил своей безденежной жизнью, удивленно и с тревогой почитывая редкие заметки о самом себе... Ему тогда даже сделали фотокарточку (это вторая из трех имеющихся) для хвалебной статьи. Москва веселилась, шуршала сплетнями и интригами, ее мир казался грузинскому художнику пугающим, далеким и непонятным. Было тревожно, не верилось.

И как тогда, в детстве, когда казалось, что начинается жизнь светлая и ясная.. все снова рухнуло.

Сначала в мир пришла озлобленная война, отняв работу, материалы, еду и спокойствие..

А позднее нелепая карикатурка в Московской газете сломала дух истиного горца, которого не сломили ни смерть, ни голод, ни холод. А дурацкой заметки Пиросмани не вынес. Он был раздавлен.

 

Все менялось, войне не было конца.. Пиросмани сдавал. Он старел, без конца болел и беспробудно пил. Это был изношенный старик (а ведь ему было чуть больше 50!). Знакомые его не узнавали. И все происходящее было так нелепо! Где-то в Москве люди делились на «пиросманистов» и «антипиросманистов», споря о великом искусстве художника. А не так уж и далеко от них, умирал в страданиях и одиночестве этот самый художник, никому не нужный, забытый и брошенный.. И Пиросмани подарил бы миру великое множество новых работ, если бы все эти люди собрались и потратили хотя бы часть своей пустой никчемной энергии на то, чтобы спасти пытающегося выжить и еще существующего легендарного человека.

«…В жизни бывают минуты светлые и горькие. Мне больше досталось горьких»

В последние свои годы Пиросмани жил в чулане. Иногда он выходил на улицу, но дворники тут же загоняли его назад, дабы не пугал детей - настолько страшно выглядел этот старик. Развлечением ребятни было швырять в подвал художника камни..

подвал Пиросмани изнутри, теперь это музей
Сейчас здесь чисто, горит свет и возможно даже тепло..

Умер Нико Пиросмани в 1918 году больнице.  По сложившимся обстоятельствам о том какая именно это была больница - остается лишь только догадываться. Похоронен художник в углу кладбища, отведенном для бездомных и нищих.

Ладо Гудиашвили / "Смерть Нико Пиросмани"

И всё же, подытожить хочется хорошим.

Говорят, что Нико Пиросмани умел прощать и не лелеял в себе обид. Своей жизнью он показал нам, что дар - это всегда радость для окружающих и непосильная ноша для того, кто одарен. Для того, чтобы искусство жило после нас, нужно быть щедрым, свободным от всего суетного, важно оставаться честным, прежде всего с самим собой и быть твердым духом. На такое способны не многие..

 

Это "Храмовый праздник в Болниси", работа 1915 года. Храмовый праздник - это праздник в память события, в честь которого освящен храм или один из престолов (потому его еще называют "престольным").

Это очень большой и радостный праздник, который сопровождается массой ритуалов. В завершении все празднуют, едят, пьют и очень счастливы. Женщины радуются:

Мужчины радуются..

 

Жизнь - это удовольствие и один большой праздник, несмотря ни на что и вопреки всему.

Я нашла эту работу на просторах интернета и к сожалению не смогла прочесть кто автор (хотя внизу стоит пометочка). Но мне она очень понравилась. Только вообразите:

старый Тбилиси (тогда еще Тифлис), все шумит, несется, животные, куры, утки,  ослы, сладости, платки, корзины, все суетятся, всё звенит.. И вот неспешно и важно из-за угла старой улочки выходит человек. На нем надета опрятная, но очень ветхая одежда, в руках у человека чемодан, на чемодане изображен человек в шляпе. Человек идет степенно и важно, никуда не торопится. Ему и некуда торопится, у него нет дома, его мир это Грузия, это образы, которые он оставляет на черных как уголь клеёнках. Это идет Нико Пиросманашвили - художник.

На сегодняшний день картины Нико Пиросманишвили можно увидеть в Тбилиси в Национальной галерее на проспекте Руставели и в музее города Сигнахи. А также 24 картины хранятся в Музее современного искусства в Москве. Также работы Нико можно найти в небольшом музее в Мирзаани - деревне, где родился художник.

 

*Под каждой голубой цитатой скрывается ссылка (нажимайте смелее) на книгу "Пиросмани" Кузнецова Эраста Давыдовича. Это наш известный Российский искусствовед. Вся книга - это увлекательное художественное повествование истории Нико Пиросмани, которое прочитывается на одном дыхании. Мне особенно понравилось, что Эраст Давыдович всегда приводит несколько версий того или иного факта, при этом как-бы анализируя вместе с читателем почему один из всех кажется ему более правдоподобным и в то же время оставляя возможность подумать самим.


  • Сайт
  • Магазин