БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА по России для заказов на сумму от 5000 рублей!

Идеальный набор художника для пленэров

Автор статьи: Ольга Кирнос

Если вы новичок и ваше знакомство с рисованием горячо, свежо и страстно, то эта статья как раз для вас и обязательно вдохновит на подвиги. Художникам с опытом тоже скучно не будет. Согласитесь, всегда интересно подглядеть у кого что и как устроено, кто какими секретиками владеет, так что и вы найдете для себя пару-тройку полезностей.

Так что, ежели вы решительно настроены передавать своими работами это самое богатство цвета и света, то вам придется научиться выходить из дома и рисовать вне привычных уютных условий. И это испытание. Самые первые трудности, с которыми сталкиваешься:

  1. неудобно
  2. тесно
  3. стыдно  

Поначалу даже не задумываешься о самом главном - о том как уменьшить вес сумки с материалами. Все мысли только о том как сесть, чтоб акварель не текла, карандаши не падали, куда положить кисточки, к которым постоянно липнут пыль и мухи?! На мастер классах, на учебе, в кафе и транспорте - рядом постоянно чья-то чужая рука, локоть, инструменты, нога.. хоть в зубах кисти держи. И наконец, в самый первый раз (не у всех, но у большинства) всепоглащающее чувство будто что-то украл, все на тебя укорительно смотрят и презирают: некомфортно, неуютно, не-при-вычнооо!! Хочется покидать карандаши прям в кусты, сбежать с позором и плевать на всё.

Если вы едете на пленэр на машине, то можете даже не дочитывать эту статью. В свой личный транспорт можно  загрузить как триногу, так и огромный деревянный ящик красок и даже большущий планшет, рисовать с которыми значительно удобнее, нежели без них. Это прекрасно и рисование при таком раскладе завсегда более в радость. 

Но, если вашим способом перемещения будут только две собственные ноги, то для вас разумный расход энергии (как физической, так и творческой) очень актуален. Вдохновение строптиво и пугливо, все должно быть настолько организованно и схвачено, что слишком длительные подготовки, инструменто-доставания, карандаше-раскладывания и в баночку-воды-наливания спугнут всех муз разом! Рисовать надо как дети: быстро достали, быстро порисовали, устали, бросили, отдохнули, потом продолжили.

Лично у меня еженедельные автомобильные поездки на дачу сопровождаются тасканием настольного мольберта-ящика. В машине такое можно, но с пленэрами он несовместим. Во-первых, неудобен - кроме как на стол его никуда не взгромоздить, во-вторых, он слишком тяжелый для того чтобы тащить его в руках и у него ужасно неудобная ручка, если нести этот мольберточемодан, то он неприятно стучит по ногам  всей своей деревянной массой.

Акварель

Поначалу мой единственный акварельный набор для рисований, как дома так и вне, был таков:

 

Просто складывала кюветки в жестяную коробку из под карандашей, кисти заворачивала в простецкую пенал-тряпочку. Со временем, практика показала, что это тоже неудобно. Во-первых, каждый раз перед тем как приступить к рисованию я систематично отклеивала прилипшие к крышке коробки кюветки. Это нудно и слишком акварельно - все руки потом в краске. Во-вторых, эта коробка со временем погнулась и начала предательски раскрываться в сумке, щедро осыпая все внутри пачкающимися акварельками.

Потому, со временем все мои кюветки переехали в стандартную пластиковую коробку. Тут и палитра, и кюветки можно разложить как угодно и сколько угодно. И есть удобная лунка для кисти.

Но как ни крути, акварель все равно не любит теплых, а особенно влажных, погодных условий - она сразу нещадно плавится и вытекает из кюветок. Когда приходишь домой, то находишь в коробке все что угодно, кроме красок: муравьев, лепестки цветов, одуванчиковый пух и тд и тп. Вроде бы мелочи, но раздражает. И именно тогда возникла острая необходимость разделения: набор для домашних рисований и значительно уменьшенный вариант - для творчества на улице.

То есть такой комплект инструментов и материалов, который будет не жаль, потому что уличные рисования непредсказуемы. В любой момент все может пойти не по плану: дождь, быстрое собирание и разбирание, жара, ветер, пух, комары, прогонит метёлкой дворник.. вариантов много!

У меня имеется очаровательная крошечная коробочка Winsor&Newton. Она идеального пленэрного размера (с ладонь), цвета яркие и очень-очень сочные. Но на мой вкус акварель слишком спресована, мне по темпераменту ближе, когда акварель мягкая и жирная, а кисть в нее можно прямо зачерпывать, словно в гуашь. Хотя вот такая сухая акварелька более удобна во влажных тропических условиях.

Сейчас мой полный  акварельный набор  "на выход" выглядит вот так.

Пенал изначально был другим, тканевым и более объемным. Нынешний кожаный очень удобен тем, что в него помещаются не только кисти, но и карандаши, а также куча важных мелочей (ластик, клячка, ножик..).  Все схвачено, четко, все в одном месте. Во время работы такой пенал удобно лежит на коленях, из него ничего не вываливается и не разлетается по ветру.

Смотрите как уютно рисует Женя Липатова. А ведет Женя свой дневник путешествий #JaneLipArt_travelbook в совершенно неприспособленных для рисования условиях - в автомобиле. Пенал лежит на коленях, в нем крепко зафиксированы все необходимые для работы карандаши, маркеры и линеры. Рабочее пространство организовано по максимуму - и это лучший творческий мотиватор.

У Winsor&Newton масса крошечных компактных наборов, которые продуманны настолько тщательно, что создателей хочется расцеловать. Посмотрите какой малыш! С такой коробочкой вдохновение будет поймано за хвост и как говориться "при любом удобном случае - рисуй".

Наборы чуть дешевле в цене.

Гуашь

Как показала практика, на пленэре необходимы от силы 2-3 кисти. Берите свои самые любимые. Как 100% определить какие именно любимые?  Любимые кисти это те, которые в финале рисования оказываются крепкозажатыми в руках.

Мой гуашевый набор выглядит вот так:

Гуашь более покладиста, нежели акварель, Лично у меня она вызывает меньше страхов, потому все что я с собой беру именно из инструментов: универсальную белочку №6, пару-тройку узких кистей для мелких прорисовок и простой карандаш. Сама гуашь разложена ложкой в коробочку, которая куплена вот здесь.

Это обычная пластиковая коробка для мелкой фурнитуры (бисер, крючки и петельки для ювелирных изделий и всякое такое). На али-экспрессе предостаточно всяких самых разных ёмкостей:

Али-экспресс кладезь коробочек..

И кюветок..

Как известно гуашь не засыхает только у того, кто ею не рисует. Но все же лучше, чтобы она поменьше контактировала с воздухом. Мне моя коробка понравилась тем, что помимо мелких ячеек с плотными крышечками, есть еще общий закрывающийся короб. Крышка отлично служит палитрой, а в конце то, что не успело высохнуть можно убрать влажной салфеткой, положить листочек бумаги, на котором снимались излишки краски и захлопнуть коробочку.

А вот, посмотрите как устроен гуашевый быт у художника и иллюстратора James Gurney:

Джеймс пользуется треногой, на которую удобно крепит скетчбук, небольшой пенал для кистей, емкость для воды и с собой у него всегда только основные цвета гуаши (Все помнят палитру CMYK? Голубой, малиновый, желтый, черный. Художникам черную краску заменяют темно синие оттенки, также нелишними будут белила).  На заметку:  можете здесь посмотреть канал Джеймса, где он с регулярной частотой выкладывает видео о своих пленэрах, показывает и рассказывает как и что рисует и каким образом.

Треноги ищите в магазинах для художников в разделах с мольбертами. Небольшие компактные треноги весят не более килограмма, в сложенном состоянии и в чехле по размеру напоминают зонтик. В общем вещь удобная, если вам не хочется зависеть от стульев, бордюров и пеньков, чтобы садиться во время рисования.

Карандаши

Иногда я беру с собой вот такой маленький пенал, куда влезает 20 карандашей и узкий канцелярский ножик. Потому как мне последнее время нравятся смешанные техники.

Карандашный набор может выглядеть вот так:

Нет нужды тащить с собой на пленэр все ваши 125 карандашей. В этом вся соль живого рисования: оно быстрое и находчивое, если нет привычного - приходится выкручиваться имеющимся и тем самым рисунок получается более смелым, подвижным и раскрепощенным.

Но, если 20-30 карандашами все же пока сложно ограничиться, возьмите с собой карандашницу повместительнее:

В такую карандашницу отлично поместится 60-70 карандашей, как минимум.

Маркеры

Если вы рисуете маркерами, возьмите с собой пенал-ведерко. Может быть как с ручкой (чтобы нести его как сумочку) так и без.

Главные преимущества таких пеналов для маркеров это то, что они заменяют стаканчик (вы не растеряете свои дорогостоящие фломастеры), вместительные и легкие. Вам не придется долго и нудно раскладывать маркеры по ячейкам. И в ведерко можно положить как карандаши, так и маркеры, оно крепко затягивается, не оставляя инструментам возможности выпасть.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: все художественные материалы  желательно хранить в затемненных, далеких от прямых солнечных лучей местах, так как пигменты, входящие в состав красок (иногда даже карандашей и фломастеров) выцветают, теряя первоначальную яркость оттенков.

На чем рисовать?

Что касается скетчбука/альбома/блокнота

Здесь нужно пробовать, начиная с малого, чтобы найти близкий по духу размер и формат. Я перепробовала огромное количество самых различных и убедилась, что лучше потащу на пленэр огромный альбом, а вот в инструментах и красках себя ограничу. Мой формат большой, мне неудобно рисовать на пространстве меньше, чем А4.

Так что, ежели у вас лежит гора начатых полупустых блокнотов  - это нормально, просто формат не ваш и не мотивирует к творчеству.

Ищите свой идеальный, чтобы рука радовалась, а качество вдохновляло. Альбом ручной работы, акварельная склейка, маленький скетчбук для набросков - здесь все очень индивидуально, зависит от того чем вы рисуете (какой тип бумаги должен быть внутри: для маркеров, акварели, карандашей или гуаши, и тд и тп) и насколько размашисто. Начинайте с самого оптимального и небольшого, пробуйте - это интересно и весело.

Подытог

Здесь важно напомнить, что пленэры не для экспериментов. Экспериментировать вы будете дома. А потому ваш идеальный набор для работы на улице должен быть компактным, четким (только все самое необходимое) и организованным, чтобы вам было комфортно делать любимое дело даже в совершенно неприспособленных для комфорта и уюта условиях.

Вы привыкли рисовать длинным кистями? Это прекрасно, но зачем упираться в привычку и тащить огромную пачку длинющих тяжелых инструментов?! Ассортимент магазинов сейчас настолько разнообразен, вы всегда сможете подобрать себе кисточки удобные именно для уличного рисования, которые удобно нести в сумке, а также не жаль потерять/испортить.

Маленький совет для тех, кто стесняется. Смущение - это наша естественная реакция на все новое и непривычное. Потому главное помнить, что это этот дискомфорт пройдет тем быстрее, чем чаще вы будете его прогонять, рисуя на людях. Для начала, попробуйте быть незаметнее, не нужно приходить в кафе с огромным альбомом, ведром кистей и красок, с шумом раскладываться и нервно зарисовать всех и все подряд. Ограничьтесь маленьким блокнотиком, парой карандашей или линеров. Затем увеличивайте свой набор, пробуйте более близкие вам по размеру скетчбуки, собирайте материалы и инструменты, с помощью которых хотите рисовать скетчи и наброски.

И наконец, вспомните, что вы чувствуете, когда видите уличного художника? Как правило это всегда интерес (заглянуть что он рисует), восторг и даже немножко зависти. Вот он сидит, полностью погруженный в свой особый уютный  нарисованный мир.. Окружающие люди смотрят на уличных художников не потому что осуждают, а потому что им хочется также.

Рисование на улице - это, во-первых, выход за живыми композициями (пейзажи, люди, свет, тень..). Во-вторых, это лучшая тренировка наработанных в помещении навыков. Ну, и конечно же - смена обстановки, что очень значимо в любом обучении и работе. Пусть вам будет уютно, организованно и комфортно. И помните, что где порядок - там и вдохновение!


  • Сайт
  • Магазин